Интерес к аналоговому звуку, старой аппаратуре и виниловым пластинкам захватил мирв последнее время. СD диски вышли из моды и теперь эти переливающиеся кружочки большинство любителей музыки используют как угодно, но только не по назначению. Впрочем, некогда подобная история приключилась и с винилом, который пускали на кашпо, запускали на подобие тарелочек фрисби, а в некоторых кафе на них даже клали горячее чуду (из воспоминаний одного покупателя). Это я все к тому, что не стоит выбрасывать диски. История циклична.

Я жена меломана. И это весело. С меломанами вообще весело и интересно.  Стаж у моего мужа солидный, вся эта его деятельность по сбору, перезаписи, покупке и обмену велась им с самого детства. Но как-то так получилось, что последние 15 лет он пытался распрощаться с архаичными кассетами и пластинками, и перейти на современные носители звука, но ему это не удалось. Почему? Ответитьсложно, но факт остается фактом- мы снова стали собирать и слушать пластинки. Правда,эти 15 лет многое поменялось. Вот, к примеру, если раньше серьезно относились только к пластинкам зарубежных авторов и исполнителей, то сегодня больший интерес возбуждает творчество советских коллективов. И в нашей семейной фонотеке сохранилось немало альбомов, принадлежащих советским исполнителям, — их Георгий собирал еще с юности.

А вот именно дагестанская музыка появилась в нашем доме случайно, раньше мы как-то не обращали на нее внимание и не думали, что ее можно специально слушать и, тем более, коллекционировать. Первый альбом мы нашли в куче пластинок, приобретенных «по случаю» — это был альбом Мурада Кажлаева «Танцуй веселый лам-бенд-вок», затем еще один, позже мы стали обладателями альбома с записью Ширвани Чалаева и в итоге нам удалось собрать неплохую коллекцию дагестанских пластинок. Есть в нашей коллекции очень интересная пластинка Рамазана Магомедова-кумузиста и пондуриста. Кстати, о нем ходит следующая легенда: во время выступления на каком-то Всесоюзном конкурсеструны на его пондуре (пишу через О, так, как указано на пластинке) лопнули и он доиграл мелодию на одной, оставшейся. За это его прозвали «Паганини пондура». Таких вот интересных историй и не менее интересных историй у нас собралось множество, но я хочу рассказать о другом.  Как-то раз, Георгий стал рассуждать на тему: «советские ВИА как явление» и о том, когда же и к какой грампластинке был впервые применен термин «вокально-инструментальный ансамбль». Стали читать специальные форумы и выяснилось, что не мы одни интересовались этим вопросом. Кто-то из коллекционеров-филофонистов уже поднял каталоги фирмы «Мелодия», которая выпускала грампластинки в СССР и тут то выяснилось, что первой была пластинка нашего, дагестанского, ансамбля «Гуниб» !!

ВИА «Гуниб»

Историческая справка:

«Участники ВИА: Рауф Бабаев, Теймур Мирзоев, Ариф Гаджиев и Адиль Назаров-студенты Бакинского музыкального училища имени А.Зейналлы.Квартет некоторое время работал в составе эстрадного оркестра Азербайджана, а позже, по приглашению композитора из ДагестанаМурада Кажлаева, переезжает в Махачкалу.  Незадолго до появления квартета в Дагестане, опять же по инициативе Кажлаева в Махачкалу переезжает инструментальный ансамбль п/у выпускника Азербайджанской государственной консерватории пианиста Рафика Бабаева.Получилось ли это случайно или Кажлаев сознательно шел к этому — неизвестно, но в 1965 году в Дагестанской филармонии из двух азербайджанских квартетов: вокального и инструментального образовался первый в Дагестане эстрадный ансамбль «Гуниб» п/у М. Кажлаева.»

Это был один из трех альбомов, записанных коллективом– шеллаковая пластинка на 78 оборотов «Приезжайте в Дагестан». Вещь была записана в1965 году и на ней «Гуниб» указывался как «вокально-инструментальный ансамбль».Ранее термин «ВИА» на пластинках не применялся.

Теперь порассуждаем на тему появления на диске этой аббревиатуры. Мне кажется,что существует два основных сценария развития тех событий.

Первый.
Если на афише этого коллектива было также написано «ВИА», то, предполагается, что это определение ввел в общесоюзный обиход в 1965 году Мурад Кажлаев. Однако поскольку в дальнейшем Мурад Магомедович никак себя не проявил в жанре ВИА и даже много лет спустя никогда не высказывался о своей причастности к этому, то подобный сценарий   кажется маловероятным.

Второй.
Если на афише этого коллектива надписи «ВИА» не было (например, было написано «эстрадный ансамбль») то, скорее всего, этот термин возник при подготовке пластинки и его авторы — кто-то из редакторов «Мелодии». Надо было каким-то образом позиционировать новый коллектив, который и пел, и сам себе аккомпанировал.
Вторая версия происхождения аббревиатуры все же больше похожа на правду. С ней складывается довольно красивая история.Получается, что жанр ВИА — это продукт деятельности фирмы «Мелодия» и в этом случае у него имеются довольно четкие границы.

«Яблоко» пластинки первого в мире ВИА, — нашего, дагестанского «Гуниба»

Все началось в 1965 году с пластинки 43911-12 ВИА «Гуниб», а закончилось в 1988 году пластинкой С60 26245 ВИА «Вайрас». Это еще раз опровергает домыслы о появления этого термина из недр идеологического отдела ЦК КПСС.Оказывается, появился он из недр джаза и первоначально принадлежал ансамблю сильно не похожему на те группы, которые через 5-10 лет завоют СССР и станут олицетворением аббревиатуры ВИА.

А теперь о самой пластинке. Конечно же, нам захотелось получить ее в свою коллекцию. Это оказалось сложнее, чем мы думали изначально. Во-первых, очень долго пришлось искать саму пластинку, была перерыта куча каталогов и вот она наконец находится!! В Австралии. Владелец ее — большой поклонник советского джаза, он очень рад пообщаться с нами, его земляками, но пластинку продавать не собирается (причина указана выше). Торговались мы как турецкие купцы на рынке Стамбула, но собеседник был неумолим. И тогда Георгий совершил запрещенный прием, он сказал ему: «Понимаешь, дружище, эта пластинка просто обязана вернуться на Родину». Не знаю, либо австралиец просто устал от нас, либо довод показался ему убедительным, но через пару недель пластинка была в наших руках. Вот так, через много лет она «приехала в Дагестан».

Создатель первого в мире ВИА «Гуниб» Мурад Магомедович Кажлаев подписывает нам пластинку.

Автограф Мурада Магомедовича Кажлаева

А вот тут можно послушать пластинку «Гуниба» полностью

 

Всем Мир!

текст — Мадина Трунова
фото —  Мадина Трунова, интернет

Посетите нашу страничку, где можно купить грампластинки, кассеты, аппаратуру.