Сато, — очень интересный джазовый коллектив из Узбекистана, который работал на стыке собственно джаза и национальных музыкальных мотивов. Этот интересный «симбиоз» достигался использованием национальных узбекских музыкальных инструментов. Самому молодому участнику группы было четырнадцать лет. Группа записала два диска — гиганта, которые сейчас являются филофоническими раритетами. Записи этих альбомов выложены в нашей публикации. 

Пожалуй, ни в одном регионе Востока джаз не развивается сегодня столь стремительно, как в республиках Советской Средней Азии. Ансамблевое импровизационное искусство, каким, частности, является джаз, получает мощный импульс там, где пересекаются этнические потоки. Джаз начался со встречи музыкальных путей Европы и Африки. По тому же образцу в наши дни музыкальные традиции больших и малых народов мира интенсивно сплавляются в современном джазе.

Хорошо это или плохо? Единодушного ответа здесь нет. Думается, что новые явления в искусстве не отменяют прежние, а лишь дополняют их, добавляясь к ним как новые лепестки веера к старым. Один лепесток не составляет веера, говорят на Востоке. Музыкальные гены древних культур начинают другую жизнь в новых образованиях. Лично я стал свидетелем такого слияния на ферганских джаз-фестивалях конца 70-ых годов.

Процесс этот мощно шёл снизу, стимулируемый местными клубами любителей джазовой музыки и рядовыми музыкантами. Видимо, они острее чувствовали пульс и тенденцию современной музыки. «Мы хотим пропагандировать отечественный джаз, прежде всего узбекский, сказал гостям президент ферганского джаз-клуба Георгий Гургеньян. — Народная музыка-это тот животворный источник, из которого в равной степени питаются и джаз, и классика, и эстрада и который даёт им безостановочную силу развития».

В программах алма-атинских ансамблей «Бумеранг» и «Медео», квинтета солистов оркестра Ташкентского радио, ферганских ансамблей «Радуга» Бориса Сметанова и «Сато» Леонида Атабекова прозвучали в ту пору оригинальные сочинения, напоенные соками азиатских национальных культур в широчайшем регионе от Бирмы до Казахстана. Так началась «среднеазиатская волна» советского джаза одновременно была провозглашена и новая программа, заявленная в конкретной композиторско-исполнительской практике. Вот так сформулировал эту программу прибывший на Ферганский фестиваль теоретик джаза Леонид Переверзев: «Поиск самобытного языка и новой художественной образности путём объединения синтеза тех принципов джаза, которые стали ныне международными, с выразительными средствами и формами национальной узбекской музыки, а через нее — и со всей музыкальной культурой Средней Азии. Ближе всего к этой цели удалось подойти ансамблю «Сато», руководимому Леонидом Атабековым, в композиции А. Якубова «Восточные новеллы».

Ансамбль «Сато»

Ансамбль «Сато» был тогда совсем молодой — всего лишь год прошёл, как собрались ребята, чтобы серьёзно заниматься джазом и искать в нём свой путь. Теперь это зрелый коллектив. Сам Атабеков окончил музыкальное училище как флейтист, самостоятельно освоил саксофон, сейчас играет на бас-гитаре, аранжирует, готовит репертуар ансамбля. С 1978 года связывает его творческая дружба с Энвером Измайловым. Выпускник музыкального училища по классу фагота, Энвер серьёзно занялся гитарой и достиг в игре на этом инструменте чрезвычайно высокого совершенства. Думаю, что это один из сильнейших джазовых гитаристов нашей страны. Его подход к инструменту совсем иной, чем у нашего признанного гитариста номер один Алексея Кузнецова. Для Измайлова гитара — далеко не просто испанская шестиструнка, в его руках она как бы посланница многих других струнных инструментов. Легко услышать по его игре, что его учителями пусть заочными, были корифеи электронной рок-гитары Ричи Блэкмор и чемпион по головокружительным пассажам Эл Ди Меола, но не только. «Энвер многому научился у выдающегося интерпретатора индийской классический музыки Рави Шанкара и внимательно изучал богатое исполнительское творчество Тургуна Алиматова — мастера игры на дутаре (восточном двухструнном инструменте) и сато (узбекской виоле)», — говорит Леонид Атабеков.

Действительно искусство Энвера Измайлова незаурядно. На этой пластинке он играет свою композицию «Легенда» Трудно поверить, что он записал её в одиночку и без наложений, таких обычных в современной грамзаписи. Помимо гитары мы слышим тут бас-гитару, скрипку, клавишные, нам чудятся ударные, порой, кажется, что играет ансамбль… А это один человек!
Яркое впечатление оставляет флейтист и саксофонист Наркет Рамазанов. Это известный музыкант, после окончания консерватории он несколько лет работал в симфоническом оркестре Узбекского радио. Флейта — один из распространенных инструментов Востока, здесь накоплены богатые исполнительские традиции, и Рамазанов в совершенстве владеет национальными приёмами игры. Захватывающе играет он в обработанной им самим «Бойне», его речитативное вступление и соло в ансамбле искрятся богатой мелизматикой.

Исполнитель на клавишных Риза Бекиров окончил консерваторию как виолончелист, его роль в ансамбле очень велика. Пользуясь со знанием дела современными электронными клавишными инструментами, он создаёт интересную, порой оркестровую фактуру, а его диалоги с Измайловым в «Кызылчикларе» показывают его импровизаторский талант
В этой музыке, которую играет ансамбль «Сато», очень важен верный по стилистике и качеству ритм. В ансамбле двое барабанщиков, успешно справляющихся со своей непростой задачей: Давид Мататов играет на нескольких национальных разновидностях ударных инструментов, а Андрей Атабеков — на ударной установке. Андрею ещё только 14 лет, наверное, он самый юный музыкант на наших джазовых грампластинках. Хочется пожелать ему счастливого музыкантского будущего.

И, наконец, несколько слов о музыке на этой пластинке. Это обработки богатого музыкального фольклора крымских татар. Музыкальная культура этого народа испытывала на себе влияние как западных, так и восточных традиций, и сегодня к ней всё чаще обращаются джазовые музыканты в поисках новых ритмов и интонаций (пьеса Юрия Парфёнова «Хайтарма», записанная ансамблем «Бумеранг» — наиболее удачный пример). Явно мугамный характер носит медитативная, гипнотизирующая пьеса «Тым-Тым». Стилистика традиционного макома «Чоргох» (мажор с пониженной II и VI ступенями) доминирует в обработке старинной песни «Бойна». Сотканная из народных крымско-татарских попевок пьеса «Танец Гульмиры» (Гульмира — дочка Энвера) напоминает лютневые токкаты эпохи Чинквеченто, а огневая болгарская пляска «Хоро» органично вытекает из томящихся и плачущих звуков песни «Арабалар» (…проедут мимо нас арбы, и, как следы от их колёс, никогда не сойдутся наши пути…).
И в заключение хочется выразить надежду, что после дебюта «Сато» любители музыки познакомятся и с другими образцами творчества среднеазиатских джазовых музыкантов.

Альбом «Легенда», 1986 год:

 

Альбом «Передай добро по кругу», 1987 год:

 

Всем Мир!

текст — Алексей Баташёв
фото — интернет

Посетите нашу страничку, где можно купить грампластинки, кассеты, аппаратуру