Вместе с журналистами газеты «Дагестанская правда» Мадиной Ахмедовой и Марьям Давудовой мы подготовили вот такой материал о «рок-н-ролльной» жизни Махачкалы.

13-го апреля в календаре отмечен как  Всемирный день рок-н-ролла. А как  обстоят дела с рок музыкой в Дагестане? За информацией по этому вопросу мы обратились в редакцию сайта «Дагестанские меломаны». Немного об этом ресурсе: сайт «Дагестанские меломаны» -это частный, не коммерческий ресурс, который ведут супруги Георгий и Мадина Труновы и группа их друзей-энтузиастов.

Рассказывает Мадина Трунова, редактор сайта:  «Рок-н-роллом сейчас принято называть любую рок-музыку.  И « рок-н-ролльная», «роковая» жизнь Дагестана всегда была яркой, интересной и в чем – то даже знаковой для рок-музыки. Так пример: свою легендарную песню «На службе силы зла»  Виталий Дубинин, музыкант группы «Ария», написал во время гастролей в Махачкале, в гостинице, —  об это рассказывает  Трой Дилан в своей книге «Легенда о динозавре». Рок-группа «Тайм-аут» начинала свою деятельность в махачкалинской филармонии. Или вот еще:  после махачкалинских гастролей очень известная ленинградская рок-группа Савояры  «увезла» с собой махачкалинского звукорежиссера Валерия Эюбова, который уже после окончания  карьеры в «Савоярах»  создал свою, замечательную, группу «ВЭЛ».

Вообще,  Дагестан, начиная с  70-х, посетило с гастролями  много исполнителей и коллективов, играющих именно рок музыку. Тут, конечно,   нельзя не отметить заслугу В.З Путерброта, который изыскивал всяческие возможности для приглашения их к нам.  Тогда  у нас  побывал почти весь «цвет» рок-групп из демократических стран. Среди них  весьма знаковые венгерские коллективы коллективы тех лет «Пирамиш», «Хунгария», «Фонограф».

Барабанщик группы Гунеш Ришад Шафиев в гостях у дагестанского музыканта Абдула Абсаматова

Вспоминает Фатима Акаева, дочь Г.М.Акаева, «пионера» дагестанской звукозаписи:  Я помню папа водил нас на концерт «Гунеша». С «Гунешем»  был ведущий Альберт Атаханов. Они приходили к папе на работу. Нам, дочкам,они передали плакат свой с автографами. Я очень хорошо это помню.

В конце 80-х – начале 90-х у нас побывала западная рок- звезда Ян Гилан- вокалист известной рок-группы «Дип Перпл» и множество советских рок-исполнителей. Приезжали, как я уже говорила: «Диалог», «Савояры», «Ария», Борис Гребенщиков, «Тайм-аут», «Карнавал, «Гунеш»», «Динамик».

Английский певец Ян Гиллан и дагестанские журналисты в номера махачкалинской гостиницы «Ленинград». Махачкала, 1990 год. 

Что интересно- советские музыкальные коллективы, которые, в общем-то считались, «мягкими» и к року отношения не имеющими, на гастролях в Дагестане, да и вообще, на любой другой   удаленной площадке, звучали «роково», «жестко». Видимо, сказывалось отсутствие надзора, ну и конечно, само желание музыкантов как следует «оторваться».   Артур Евдеев, махачкалинский меломан нам рассказывал, как на концерте группы Стаса Намина, во время концерта сам  Намин выходил на сцену и начинал выделывать всякие музыкальные фокусы: играл на гитаре, закинув ее за голову, и даже играл зубами. И вот однажды некто Гарик, который сидел в первом ряду, в восторге завопил: «Стасик!!!! Гитару в зубы и пошел!!!», а  Намин  улыбнулся  и со словами: «Да, родной, да!»  стал  играть. Кстати, в те годы, настоящие рокеры-меломаны на все  концерты «хиляли» — то есть, пробирались бесплатно, так было модно.

Наверно, такое количество хороших рок-концертов и порождало у дагестанской молодежи интерес к рок-музыке. В Махачкале в  70-80-ее почти при каждой школе, предприятии, заводе, были свои коллективы, играющие именно рок-музыку.  Мальчишки  создавали свои коллективы, которые затем обретали разную степень популярности. Даже мой муж Георгий умудрился в школьные годы побывать администратором школьной рок- группы «Сириус»— добывал для них разные музыкальные запчасти, договаривался о концертах и рисовал им афиши (смеется).

Махачкалинская рок- группа «Карбюратор»

«Карбюратор», «Северный Ветер», «Розовое Здание», «Плюс-Минус», «Фломастер», очень интересная на наш взгляд, группа «Юнион», которую возглавлял Имрам Мусаханов, группа «Абсцесс» с Азизом Сулеймановым. И это – малая часть звезд дагестанского рока разных лет.

Расскажу одну забавную историю, связанную с группой  «Карбюратор»,  основателями которой были  Руслан Зайнулин, Сергей Азизов и Николай Ломакин.  Это была очень интересная, и по тем временам, технически хорошо оснащенная группа, можно даже сказать на одном уровне с западными коллективами. Они использовали на концертах различные музыкальные «примочки». Одна из таких — катушечный магнитофон «Нота»,    при помощи которого добивались так называемого  эффекта реверберации, необходимого для качественного звучания аппаратуры. И вот однажды на их концерт явился, пока еще никому известный, Иосиф Пригожин (кто не в курсе — он тоже махачкалинец). Увидев работающий магнитофон, он стал «предъявлять» музыкантам то, что они «гонят фанеру». И музыкантам пришлось объяснять будущему корифею российского шоу-бизнеса что, к чему и как.

Гапур Магомедович Акаев, «пионер» дагестанской звукозаписи.

Тогда в Дагестане, не побоюсь этого заявления, каждый третий очень любил музыку, а за хорошими записями в студии звукозаписи, таких студий было очень много. И тут уместно вспомнить о Гапуре Магомедовиче Акаеве. Он стоял у истоков культуры звукозаписи. Гапур Магомедович работал в  легендарной студии звукозаписи в Доме Быта и благодаря ему люди получали возможность слушать  альбомы западных рок-групп, которых не было в официальной продаже на грампластинках.  Еще одна интересная студия звукозаписи была на ул.Ленина, напротив Русского театра, в том самом «скворечнике», где сейчас расположилась какая-то «шаурмячная». Командовал там Пайзулла, по прозвищу «Черчилль».

Киносъемка «пластиночной биржи» в Махачкале , на проспекте Кирова. 

Меломаны, которые  любили музыку в первоисточнике, на грампластинках, собирались на так называемо пластиночной «бирже», которая зародилась в 70-е гг, на улице Ленина, а потом стихийно перенеслась на улицу Кирова, к памятнику Кирова.   По   воспоминаниям завзятых «биржевиков», жили они от воскресения до воскресения. Как они рассказывали, бывало там всякое: и драки, и пластинки друг у друга отбирали.   Кстати, много интересного про биржу нам   рассказал Игорь Абдулович Гайдарилов, который,  в свое время работал в вашей газете»

Вот, в вкратце, такая история рок-н-ролльной жизни в Дагестане, многие страницы которой нам еще предстоит открыть заново. Следите за публикациями на нашем сайте.

Оригинал Материала тут

 

Всем Мир!

текст- Марьям Давудова, Мадина Трунова, Мадина Ахмедова
фото и видео- из архива участников сетевой группы «Дагестанские Меломаны»