Все материалы, Читаем

Меломаны с нашего двора

В центре - Женя Чаадаев и Жорик Трунов. 1974 год. По краям- они же через сто лет.

Не побоюсь банальности, — со своим двором детства человек связан всю жизнь через космос, как ребенок связан всю жизнь с мамой. Все самое первое, самое лучшее, вкусное и интересное происходит с нами в нашем дворе детства. Евгений Валерьевич Чаадаев, — мой друг и сосед Женька, нашелся, наконец, благодаря интернету. С Женькой мы вместе начинали меломанить. Спорили о музыке. «Откапывали» редкие (тогда) записи.    Менялись кассетами и пластинками. И пронесли это через всю жизнь. Слово ему, Женьке, который, кстати, уже дедушка.    

Давно это было … и может даже и неправда … Середина восьмидесятых, шестой класс. Италодиско, феличита и прочие санремы. У нас в семье всегда была весьма неплохая, по тем временам, аппаратура. Большой и страшный радиоприемник «Ленинград-001», кассетный магнитофон — «потаскун» «Весна 204», бобинник «Нота 202». Позже появились два чуда. Чудо настоящее – вертак «Арктур-006» с оболденным усилком и мощными трехполосными колонками, которым тут же поменяли стоковые «пищалки» на вменяемые, и просто чудо махачкалинского радиоэлектронопрома, — кассетник – «Тарнаир-211». Но то был не просто «Тарнаир». Мой отец, Валерий Николаевич, некоторое время работал на махачкалинском заводе «Радиотовары» (МЗРТ)  и принимал самое активное участие в переезде запорожских разработок на берег Тарнаирской балки. Вот и этот «Тарнаир» был его детищем, собранным и настроенным лично.

Магнитофон «Тарнаир- 211». Его производил Махачкалинский завод радиотоваров.

Слушали дома все подряд. Мама отдавала предпочтения Высоцкому, но на бобинах и кассетах все равно чего только не было. Вот так однажды и была найдена «маленькая» бобина, по 30 мин с каждой стороны на 19 скорости, со «страшными» записями. AC/DC 1979 год и Deep Purple 1972 года. Да те самые «Highway to hell» и «Made in Japan». Прослушивание повергло меня в шок!!! Такого я никогда нигде не слушал!!! Что делать??? Бежать во двор!!! К соседу!!! Он старше меня на 3 года, он все знает!!! У соседа Жорика уже тогда были заметны признаки меломании, так что истина где-то рядом. После вызывания Жорика во двор и допроса с занудным пристрастием, выяснилось, что я слушал самый настоящий рок и это очень круто. И началось …

Сначала был период адаптации к року. Слушал мало, из того, «что добыл», особо не заморачивался добычей. Отечественный винил из магазина «Мелодия», кассеты и бобины, что попадали в руки. Но потом был второй шаг – кассета с Accept 1988 года (да, там было так написано карандашом, как сейчас помню) «Russian Roulette». Все! Душа повернулась в сторону рок-музыки окончательно. Плюс старший товарищ-меломан-сосед Жорик тут же «подсунул» кучу всего интересного из своих запасов.

О нашем дворе. Наверное, именно тот микроклимат, что был в нем, и создал комфортные условия для развития этой страсти. Два дома «ведомственных», от Дагестанского управления хлебопродуктов, в одном достаточно большом и очень зеленом дворе. Всего 18 квартир. Но очень дружные, хотя и разные, соседи, всегда готовые придти на помощь и выручить. Тогда я этого не знал, очень потом, когда он начал подпевать на моей свадьбе, оказалось, что наш сосед «милиционер» дядя Муслим – майор юстиции Акаев Муслим Мамаевич в свое время был «второй трубой» в грозненской филармонии. Отец Жорика, директор автобазы управления хлебопродуктов (который, кстати, в школьном оркестре играл на геликоне), Трунов Юрий Георгиевич , поставил во дворе большую красивую беседку, и позже, – «огромные» качели с мягким сидением от автобуса. К моему отцу нередко приходили соседи ремонтировать радиоэлектронную аппаратуру. Сосед Иван, очень колоритная личность, в школе, нигде не тренируясь, выигрывал все городские соревнования по прыжкам в высоту, шокируя тренеров отказом заниматься «профессионально», — «мотал» в свободное время любые электродвижки. Хирург Куликов Юрий Яковлевич «отвечал» за здоровье двора. Так и мы, дети, хотя и ссорились и дрались, но все равно дружили и были, наверное, даже ближе друг другу, чем некоторые родственники. Поэтому помочь «начинающему меломану» Жорика даже уговаривать не пришлось.

Жорик уже в то время вращался в музыкальных кругах и постоянно «добывал» что-то вкусное. Особенно ценились буржуйские пластинки. С них даже целлофан не снимали – аккуратно подрезали, чтобы можно было вынуть сам диск. Добыча новой пластинки превращалась в праздник. Но и в проблему – на что писать. С бобинами было относительно проще – Смена (получше) и Тасма (похуже) были достаточно доступны. А вот с кассетами … Кассеты отечественного производства были мало того, что 60 — минутные и альбом приходилось разбивать на 2 части и чтобы место не пропадало делать «дописку», так еще и очень скверного качества. Купить хорошую кассету было не меньшим подвигом, чем достать пластинку.

Легендарный «скворечник» на улице Ленина. Одна из первых махачкалинских студий звукозаписи.

Немного о махачкалинских звукозяписях. Самая видная, заметная и популярная была, несомненно, на проспекте Ленина, недалеко от улицы 26 бакинских коммисаров, «скворечник». Но «знающие люди» предпочитали звукозапись на улице Котрова, ближе к рынку №1. Эдик, что работал в ней, держал приличную рок — фонотеку и весьма достойного качества. И аппаратура у него была очень хорошая. Два всегда работающих импортных бобинника (не помню Шарп или Акай) уже приводили в восторг. Так вот, кассета с записью стоила тогда бешеных денег – 25 рублей. Можно было «сторговаться» и взять без записи за 20. Поэтому мы с Жориком были в постоянном поиске дешевых, но качественных, кассет. Не всегда это нам удавалось, но мы очень старались и делились «нычками» друг с другом.

Позже, когда Жорик уехал сначала учиться в Москву, потом служил в армии, мне приходилось все добывать самостоятельно. Но когда он вернулся в Махачкалу … Он привез столько «нового», что меломанство разгорелось еще сильнее.

Шла перестройка, приближались лихие 90-е. С первой заводской (я, естественно, работал на «приборке») зарплаты приобрел себе кассетную деку «Электроника 204». Как «усилок» использовал все тот же многострадальный «Арктур 006». Становилась доступной и импортная техника и импортные кассеты, но, увы, много было очень сомнительного качества. Появились индийские винилы, вполне доступные по цене. Тогда «музыканты» были объединены с «книжниками» и делили по субботам открытую площадку Аварского театра. Туда приходило много интересных людей. Ведь, в большинстве своем, музыканты были заядлыми меломанами.

Но вот появились кассеты со студийными записями с красивыми обложками, а не подписанные карандашом. Даже звукозаписи начали писать кассеты «потоком», распечатывая «торцы» на принтерах. В магазинах появились целые отдела, торгующие сначала музыкой, потом и видео. Музыка стала доступной. Достать можно было практически все. Не стало той радости, как была раньше, от того, что просто достал «до утра» какой-то винил с каким-то совершенно неизвестным тебе Моторхэдом. И пишешь его даже не слушая, потому что делаешь в это время чертеж к «курсовому», а родители уже спят.

«Добил» все коллекционирование, естественно, интернет. Сначала mp3, потом и lossless. Популярные группы в сети лежат целыми дискографиями. Народ оцифровывает раритеты и так же выкладывает в сеть. Найти можно практически все.

Прошло уже много лет. Многое изменилось. Но все равно в душе остался тот маленький двор, пластинки, бобины, кассеты. Эмоции от «ушли родители щаз сделаю музыку на весь двор и громче, чем у Жорика, у него тоже родителей дома нет». Рассуждения не на виртуальных платформах, а во дворах, квартирах, за рюмкой чая, на тусовках, кто круче – Блэкмор или Мальмстин. Попытки знакомых запилить Хендрикса на обычной шестиструнке.

Хочется сказать отдельное спасибо «Дагестанским Меломанам» и лично Георгию Трунову, да, тому самому Жорику, за то, что напомнили мне то время.

 

 

Всем Мир!

текст- Евгений Чаадав
фото — из архива Евгения Чаадаева и Георгия Трунова

5 Comments

  1. Madina

    Столько слышала от Георгия-Жорика о тех временах и о тебе, Женя, в частности) А теперь еще все это от тебя самого ! Ох и интересно же вы жили!) Спасибо, Женя)

  2. Муса Гаджиев

    Прекрасно написано: образно, энергично и узнаваемо для тех, кто в теме. Про жизнь во дворе очень напомнило наш двор, тем более что он был совсем рядом, через парк, на ул. Космонавтов (ныне Ломоносова). Спасибо, Евгений!

  3. Наида Акаева

    Да…отличная история. Так всё и было. Я тоже жила в этом дружном и замечательно дворе. Очень скучаю по тем временам. Жор и Женя, вы большие молодцы и классные меломаны! У меня о вас только хорошие воспоминания))

  4. Наида Акаева

    Да…отличная история. Так всё и было. Я тоже жила в этом дружном и замечательном дворе. Очень скучаю по тем временам. Жорик и Женя, вы большие молодцы и классные меломаны! У меня о вас только хорошие воспоминания))

  5. В 90-е годы отличная звукозапись была в магазине «Темп» (тогда он ещё был возле Анжи-базара). Там можно было найти такие записи, которых в Махачкале в принципе больше нигде не было

Leave a Reply